О головоломке Танграм.

Для развития логического мышления на занятиях по методике Шичиды используется танграм. Это всемирно известная головоломка, состоящая из 7 фигур (танов), из которых необходимо собрать какой-либо объект, животное или человека. Выглядит танграм следующим образом:

То есть – это квадрат, разрезанный по определенных правилам на 7 фигур.

Танграм – это не только головоломка, это своего рода конструктор. Когда ребенок собирает что-то из фигур танграма, у него задействованы оба полушария мозга. Для того, чтобы что-то собрать необходимо сначала представить, вообразить себе этот объект, а затем уже, используя логическое мышление, нужно разложить имеющиеся фигуры в соответствии со своей задумкой. Или может быть вариант, когда ребенок собрал объект из танграма, а затем уже, смотря на него, думает на что это похоже, т.е задействует воображение. А как мы знаем, воображение – это функция правого полушария мозга, а логическое мышление – функция левого. Таким образом, мы видим, какое огромное значение для развития имеет такая маленькая и на первый взгляд незамысловатая игрушка.

Для каждого возраста есть свои особенности собирания объектов из танграма.

Для детей раннего возраста сначала лучше предложить образы объектов в натуральную величину, чтобы ребенок смог накладывать фигуры. И обязательно объяснить затем малышу, что он собрал, а лучше еще и визуально показать. Так малыш сначала учиться сопоставлять фигуры на шаблоне с натуральными фигурами танграма. Когда Вы объясните и покажите, что малыш только что собрал, у него развивается воображение и понятие того, что из простых фигурок можно собрать самые разные предметы: и зайчика, и игрушку, и деревья. Подобные занятия – это своего рода знакомство с танграмом.

Для самых первых таких занятий лучше взять цветной танграм (все таны разного цвета) и схему объекта,  нарисованного в натуральную величину, с цветами фигур, соответствующих цветам танов.

Потом можно немного усложнить вариант – предложить бесцветную схему.

Усложнение состоит в том, что ребенок при наложении фигур на цветной вариант использует два признака – цвет и форму,  а в бесцветном варианте малыш пользуется  только одной подсказкой – формой.

 

Когда малыш освоил технику накладывания и легко сопоставляет все фигуры, можно попробовать собирать объекты по образцу. Для этого Вам понадобятся карточки со схематическим изображением различных предметов, животных, людей и т.п.  Положите понравившуюся карточку перед ребенком, и пусть он постарается собрать нарисованную схему, и узнать, кого он собрал.

Чуть усложненный вариант накладывания, когда на объекте прорисованы не все границы фигур. В этом случае ребенку придется подумать, как правильно разложить таны, чтобы объект получился правильно.

Еще более сложный вариант, когда ребенку дается только контуры объекта, нарисованные в натуральную величину фигур танграма. Малышу придется подумать над тем, как разложить все таны, чтобы они «вписались» в контур.

Самый сложный вариант – это дать ребенку кусочки головоломки и попросить, чтобы он создал свои собственные изображения и  узоры.

 

Варианты самостоятельного изготовления танграма и схемы для распечатки в статье Как сделать танграм.

 

Контуры изображений для заполнения фигурами танграма для вашего ребенка Вы можете сделать сами или скачать следующие комплекты:

Комлект-раскраска с загадками «Фигурки-отгадайки» для малышей.

Комлект-раскраска со стихами «Чудо-фигурки» для малышей.

Комлект-раскраска со стихами «Циферки и фигурки» для малышей.

Во всех комплектах схемы разные, нет ни одной повторяющейся.

 

Схемы к Танграм с картинками (180 схем и 108 реалистичных картинок к ним).

Карточки со схемами к танграм (180 схем).

Контурные схемы к Танграм для наложения.

Еще варианты игр для развития логического мышления, Вы можете узнать  статье «Развитие логического мышления».

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи