Организация занятия о средствах музыкальной выразительности с детьми от 1-3 лет.

Во время слушания музыкальных произведений с ребенком, часто встает вопрос о том, как лучше ему рассказать о средствах музыкальной выразительности. 

Как считает Матвеева, кроме прослушивания, целесообразно ввести еще и слушание элементов музыкального языка, кото­рые помогут ребятам в дальнейшем глубже понимать содержание музыкаль­ного произведения.

Говоря о процессе восприятия музыки, необходимо упомянуть и то, что слушание музыки может быть использовано не только как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Уже в раннем возрасте следует слушать и вычленять элементы музыкального языка для развития слуха. Предполагает­ся, что этим видом деятельности дети занимаются параллельно со слушанием музыки, но хочется, чтобы при слушании произведения дети в первую оче­редь прочувствовали мелодию и настроение, а не пытались определить от­дельные элементы музыкального языка. Поэтому Матвеевой выделен этот вид дея­тельности как самостоятельная и необходимая часть занятия. Прослушива­ние «загадок» из отдельных фрагментов музыкальных произведений теперь решает совершенно иную задачу: услышать, какими средствами был создан этот музыкальный рассказ.

Хотя все ее работы касаются дошкольных образовательных учреждений, но их вполне можно применить и в домашних условиях. Матвеева не раз в свих работах упоминает о важности именно развития в домашних условиях, так как ребенок раннего возраста большую часть времени проводит с родителями. Но в силу трудности исследования музыкального развития в домашних условиях, она раскрывает эту тему применительно к дошкольным учреждениям.

Этапы работы, предложенные Матвеевой, чтобы научить детей вычленять средства музыкальной выразительности.

Как правило, слушание элементов музыкального языка включается в занятие после музыкального движения перед пением (подпеванием). Детям необходимо успокоиться, поэтому в качестве такого переключающего момента выступает музыкальная загадка.

Предварительный этап подготовки.

Ребята рассаживаются на стуль­чиках, готовясь к пению, но сначала, пока эмоциональное состояние еще воз­бужденное, педагог предлагает им загадку. Это всегда интересно и увлека­тельно.

Основной этап работы.

Слушание фрагментов музыкальных произве­дений. Как правило, для удобства сравнения предлагается два контрастных примера из одного или разных произведений. Более того, контраст должен быть очевиден в одном и том же элементе из средств музыкальной вырази­тельности. Только так детям легко будет понять суть загадки.

Оценочный этап.

На данном этапе педагог расспрашивает ребят об от­личиях двух прослушанных фрагментов. После краткого рассказа педагога начинаются игры с дыханием, распевки, пальчиковая гимнастика, подпевание, музыкально-ритмическое движение, а затем вновь загадки и слушание музыки.

Особенности подбора репертуара

Музыкальные загадки всегда тематические, а потому встает важная задача подобрать материал по принципу контраста определенных элементов музыкального языка. Таких тем немного. Это регистры (высоко/низко, вы­ше/ниже), темп (быстро/медленно, быстрее/медленнее), динамика (гром­ко/тихо, громче/тише), лад (грустно/весело). Самым простым решением мо­жет служить использование «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Вся музыка данного пособия, призванного познакомить детей с азами музыкальной грамоты, написана одним автором И. Арсеевым специально для детей, но не имеет разнообразного высокохудожественного содержания. Все-таки из произведений мирового наследия можно отобрать более яркие фрагменты для показа средств музыкальной выразительности, доступных детскому по­ниманию.

Хотя тем для загадок совсем немного, но, чередуясь и многократно повторяясь на различном материале, каждая из них качественно усваивается, что помогает в дальнейшем и в восприятии музыки, и в развитии речи, и в целом эстетическом воспитании.

Регистры: понятия «высоко/низко», «не очень высоко», а затем «сред­ний регистр». Малыши не знают слово «регистр», но легко слышат и определяют разницу между кем-то большим с грубым голосом и маленьким с тон­ким голосом. В качестве материала удобно использовать «Карнавал живот­ных» К. Сен-Санса, «Колыбельную Джимбо» К. Дебюсси, «Бабу-Ягу» П. Чайковского, «Колокольный звон» в сцене венчания из оперы «Борис Го­дунов» М. Мусоргского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

М. Глинки, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, темы «Шахрияра и Шехеразады» из сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и другие фрагменты, где можно показать регистро­вую разницу. Из «Карнавала животных» используются сопоставления самих произведений»: «Слоны», «Королевский марш львов», «Петухи и куры», «Птичник».

Мажор-минор. Сочетание мажора и минора воспринимается как сочетание различного настроения. Детям раннего возраста уже доступны такие понятия как, «грустно и весело», «солнышко и туча», «болел и выздоровел». В качестве репертуара для сравнительного показа могут использоваться «Но­вая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Старинная французская пе­сенка» и «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Котик заболел» и «Котик вы­здоровел» А. Гречанинова, «Весна» и «Зима» А. Вивальди.

Динамика. Такие понятия как, «громко/тихо», «громче/тише» легко доступны восприятию малышей. В качестве примеров могут использоваться как различные произведения, так и одно произведение, сыгранное с различной динамикой («Волынка» И. С. Бах).

Темп. Понятия «быстро/медленно», «быстрее/медленнее», находятся в круге, доступном детскому восприятию. Несколько сложнее пониманию со­четание «ускоряя/замедляя». Малыши с удовольствием изображают движе­ние любых животных и птиц, а педагог ненавязчиво напоминает им: кто движется быстрее, а кто медленнее. Для показа различных темпов могут использоваться как произведения одного композитора, так и сочетание произ­ведений различных композиторов, например, «Антилопы» и «Черепахи», «Птичник» и «Лебедь» К. Сен-Санса, «Прогулка» М. Мусоргского и «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Смелый наездник» Р. Шумана. «Полет шме­ля» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Полет Валькирий» Р. Вагнера и «Утро» Э. Грига или «Рассвет на Москве - реке» М. Мусорского.

Со временем можно использовать загадки с контрастом по нескольким параметрам: темы «Шахрияра и Шехеразады» Н. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. Глинки, «Волынка» И. С. Баха.

Не следует делать упор на запоминание названия произведений, поскольку основная задача услышать именно элементы, с помощью которых музыка стала звучать по-другому.

 

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи