Особенности структуры занятия по слушанию музыки у детей от 1-3 лет

В целом, при слушании музыки малышами, выделяются следующие за­дачи:

В статье об организации музыкального занятия дома говорилось, что его структура многокомпонентна и включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности детей раннего возраста. Одним из таких компонентов выступает слушание детьми музыкальных произведений. Р.А. Матвеева (автор диссертации «Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики»), выделила основные этапы слушания детьми музыкальных произведений. Так как целью стоит понятия, прочувствования  ребенком музыки, можно смело сказать, что имеется ввиду активное слушание.

    Очень часто на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях слушание музы­ки выделяется как сопутствующий вид деятельности, в играх или музыкально-двигательных упражнениях, при этом основной акцент делается на движение или на подпевание. Поскольку для достижения определенных ре­зультатов маленьким детям необходимо многократное повторение, то музы­кальный фрагмент, лежащий в основе упражнения, заучивается практически наизусть.

Нужно учесть, если проводится активное слушание, то произведение слушается не более 3-4 раз.

Для развития навыка активного слушания, необходимо создать определенные условия. Матвеева применяет их при прослушивании классической музыки, но, на наш взгляд, вполне можно использовать слушая и другой репертуар.

Р.А. Матвеевой выделено три этапа работы, которые помогают структурировать и организовать процесс слушания музыки на занятиях. Каждый из этапов, по ее мнению, несет свою функциональную нагрузку и потому должен быть использован. 

Рассмотрим их подробнее.

Подготовительный этап.

Важно создать соответственную атмосферу перед прослушиванием, потому что внимание детей раннего возраста неустойчиво, легко рассеивается.

Музыка не звучит «невзначай», напротив, дети должны приготовиться услышать ее. Это не просто, поскольку естественная подвижность детей, желание двигаться под музыку в данном случае являются помехой.

При первом ознакомительном прослушивании детям не следует ничего говорить. Но обязательно нужно их настроить на восприятие. Удобная посадка на стульчиках или по возможности на ковре - вот то расположение, которое позволяет детям настроиться на ожидание сказки, новой истории. Так, например, на занятиях Раисы Александровны перед прослушиванием выключается основной свет, создается таинственное освещение, что также помогает настроиться ребятам на «сказку». 

Самое главное в любом возрасте перед началом прослушивания «услышать тишину». По этому поводу автор приводит удивительно точные слова Г. Нейгауза о роли тишины: «Звук должен быть окутан тишиной, он должен покоиться в тишине как драгоценный камень в бархатной шкатулке». 

Этап восприятия музыки.

Музыкальное произведение звучит в аудиозаписи или в живом исполнении педагога.

Качество исполнения должно быть достаточно высоким, иначе, получая «некачественную» музыку, дети будут получать негативные эмоции. А потому следует очень внимательно подходить к технической стороне вопроса. Большая часть репертуара существует в различных интерпретациях, существуют оркестровые и фортепианные версии одних и тех же произведений. Некоторую опасность, указывает Матвеева, представляет собой увлечение синтетическими звуками при аранжировках. Например, этим грешат фирмы «Два жирафа», «Мастер мьюзик рекордз», которые выпускают аранжировки классических произведений. Особенности этих интерпретаций связаны с ускорением темпов и изменением тембров оригинальных произведений, все сыграно на синтезаторе, а потому теряет богатство красок и полноту гармоний. 

Приучая детей с раннего детства слушать маловыразительные «элек­тронные» некачественные аранжировки, мы сами губим их слух.

Большое значение для детей раннего возраста имеет и продолжитель­ность звучания. Напомним, что по нормам санитарных правил длительность всего музыкального занятия у детей от 2 до 3 лет составляет 10 минут. В силу этого, на слушание музыки должно отводиться не более одной минуты. Ко­нечно, даже и при иных условиях проведения занятий нужно помнить, что у малышей очень слабая концентрация внимания, и поэтому продолжитель­ность звучания не должна превышать 1-2 минут. Рекомендуется для прослу­шивания выбирать миниатюры или фрагменты крупных произведений.

Оценочный этап.

В отличие от форм за­нятий со старшим дошкольным возрастом, где именно анализу музыкального произведения отводится немаловажная роль перед прослушиванием произве­дения, в раннем возрасте этого делать не рекомендуется. Внимание детей «рассеется», оно не настолько сильное, чтобы проанализировать слова педа­гога, и еще потом «перенести» их на музыку.

Дети сели, приготовились, звучит музыка, и после окончания звучания произведения педагог может показать картину или игрушку, прочитать сти­хотворение, использовать наглядные материалы. Достаточно часто ребята просят еще раз повторить «сказку».

В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) методов и приемов. Еще Н. А. Метлов говорил о том, что наглядно-зрительные пособия могут быть полезны в младшем возрасте, но в то же время нельзя ими злоупотреблять, нужно дать возможность развитию детско­го воображения. Немаловажно избегать навязывания своих стереотипов де­тям. Надо дать возможность детям самим найти это содержание. Поиск об­раза или сюжета в своем жизненном, пусть и небольшом багаже, должен осуществляться самими детьми.

О чем следует сказать после прослушивания?

Педагог спросит у ребят «О чем рассказал композитор?» и как подсказка, как помощь в подтвержде­ние детских высказываний покажет ребятам иллюстрацию, подобранную к произведению, отражающую программное или эмоциональное содержание произведения. Часто на помощь приходит игрушка, в зависимости от прослушанного произведения. Дети немногословны, в их словаре еще очень мало слов, которые могут передать то, что они услышали, прочувствовали, но педагога все равно должен оставить право первого слова за ними. Поскольку в настоящее время большинство детей двух лет еще не разговаривают совсем, то можно вести диалог от их лица, задав вопрос, самостоятельно ответить на него. Следует постоянно мотивировать детей к ответу, соглашаться или не соглашаться им с мнением педагога, но в любом случае вызывать их ответную реакцию. 

Как Вы успели заметить, в работе Матвеевой указывается, что с ребенком занимается педагог, потому что они посвящены занятиям в детских садах, центрах. Но, на наш взгляд, данный план организации музыкального занятия для ребенка раннего возраста вполне приемлем и в домашних условиях.

Из практики Матвеевой.

В практике Матеевой в каждое занятие было включено по два произведения специально для прослушивания музыки. В середине занятия ребята слушали фрагмент непрограммного классического произведения (эмоционально-содержательного плана), в конце занятия - ярко образную картинку, со знакомством персонажа или ситуации с помощью художественных и литературных произведений или игрушек.

Очень понравилось описание примера в ее автореферате, поэтому ниже он приведен.

«На занятии было прослушано произведение К. Сен-Санса «Лебедь». Дети слушали очень внимательно. Первая «очнулась» П. Василиса (2 года 9 мес.): «Вода течет». Тонкое наблюдение ребенка, который услышал переливы, мерное течение воды. Мы посмотрели на изображение лебедя. На втором занятии, после повторного прослушивания, ребята уловили «грусть немножко». 

При повторном прослушивании, как правило, используется двигатель­ная активность детей для лучшего запоминания и отражения характера про­изведения.

Музыканты-психологи отмечают неразрывную связь слуховых представлений ребенка с теми или иными двигательными актами. Дети с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение и характер определяют характер движений, эмоционально окрашивают их.

Двигаясь под музыку, ре­бенок переживает ее как процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение, поэтому большинство музыкальных произведений и после про­слушивания используется в других разделах занятий: музыкально-ритмических упражнениях, музыкально-дидактических играх, импровизаци­ях на детских музыкальных инструментах. Задачи при этом могут быть раз­личными. Например:

«Кенгуру» из «Карнавала животных» Сен-Санса. При первом прослушивании ребята сидят на ковре, рассматривают открытку с изображением кенгуру. Затем дается установка педагога: «Прослушать и определить, что хочется делать под такую музыку?» Ребенок слушает несколько секунд и затем срывается с места. Можно, напротив, заострить внимание на прыжках, музыка будет звучать фоном. В любом случае, после нескольких таких прослушиваний малыш четко запоминает, что это прыгает не зайка, а кенгуру. Как правило, сказать об этом он не может, но его ноги начинают двигаться соответственно характеру произведения! 

Очень эмоционально описывает результаты своей деятельности Матвеева.

Приятно было в конце учебного года видеть, как «выросли» дети. На совместном занятии детей с их родителями ребята показали блестящие результаты. Попытка устроить для взрослых конкурс «Угадай мелодию» провалилась. Педагоги хотели, чтобы родители отгадывали произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а дети в случае ошибки родителей помогали бы им. Но получилось так, что все номера, записанные на диск в произвольном порядке, звучанием по 10-15 секунд, тут же определялись детьми, которые не дали родителям ни малейшего шанса даже попытаться определить содержание произведений. Хочется верить, что педагоги-музыканты обратят свои взоры на детей раннего возраста более пристально, и тогда действительно дети будут обучать своих родителей культуре слушания музыки, культуре музыкального восприятия. 

Итак, занятия по слушанию музыки предполагают три этапа работы: подготовительный, связанный с созданием атмосферы прослушивания; само слушание музыкального произведения; оценочная деятельность условно аналитического плана. 

 

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи