О методике Шичиды и наша структура занятий по ней.

Когда дочке было 2,2, я узнала об этой методике Макото Шичиды. Я знала о многих методиках, использовала их в воспитании, развитии и обучении своей дочки. Но открытие методики Шичиды стало прям действительно ОТКРЫТИЕМ. Занятия, упражнения этой методики очень нестандартные и не стереотипные, что очень привлекло мое внимание к ней. Но, так как у меня высшее педагогическое образование, настораживал тот момент, что о данной методике нам в ВУЗе не рассказывали и даже не упоминали. В связи с этим, прежде чем начинать внедрять занятия и упражнения в наши будни с дочерью, я решила узнать все поподробнее. К сожалению, на русскоязычных сайтах очень мало информации и в основном она однотипная. Книжек, переведенных на русский язык я не наша, за исключением тех, которые переведены всего скорее родителям – энтузиастами в области этой методики. Таких «переведенных» книжек Макото Шичиды у меня 4. Перевод хоть и корявенький, но смысл более-менее понятный.

Методика основана на положении о том, что у детей до 3-х лет активно правое полушарие, а левое «спит» и начинает «просыпаться» после 3 лет, но до 5-6-ти лет правое полушарие все еще имеет доминирующее положение. Кстати, современные исследования подтверждают это. В связи с этим по методике Шичиды развитие ребенка раннего возраста должно быть направлено преимущественно на развитие функций правого полушария мозга.

Как мы знаем, левое и правое полушария мозга имеют разные возможности. Левое полушарие мозга отвечает за логические, последовательные, рационально-аналитические способности и стремиться разделить все вокруг на составляющие. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, целостное, синтезированное видение мира, оно способно охватывать изображения в целом. 

За счет функций правого полушария:

Активность правого полушария способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка. За счет этого, по мнению Шичиды, миллионы детей имеют потенциал к безграничным возможностям и успеху в будущем.

И, кстати, недаром многие успешные люди демонстрируют такую ключевую свою способность, как мысленная визуализация изображений. Эта способность является практически ключевой в открытии и развитии необыкновенных человеческих возможностей, по мнению Макото Шичиды. И, развивая эту способность, человек «помогает» развиваться другим функциям правого полушария.

Непонятным для меня моментом  этой методики являлось понятие разницы между воображением и визуализацией. Я пришла к следующему выводу: визуализация – это мысленное представление, возможность видеть у себя в голове картинку чего-либо; а воображение – это мысленное управление этими картинками. Развитие этих способностей являются практически ключевыми по методике, так как развитие всех остальных способностей зависит от них. Представляя в голове картинки, ребенок может считать, на чем основаны удивительные вычислительные способности детей, прошедших Шичида-школу. Фотографическая память реализуется также за счет «видения» картинки в голове.

Следующий шаг - я стала читать о ESP-способностях, их значении. И пришла к выводу о том, что эти способности влияют на развитие визуализации. Поэтому для детей до 3-х лет ( у которых esp-способности наиболее ярко выражены) нужно проводить больше esp-игр, а после трехлетнего возраста начинать вводит игры, упражнения на направленную визуализации. В книгах Шичиды есть описания упражнений на направленную визуализацию, некоторые напоминают гипноз, а некоторые – способы релаксации. Действие способов релаксации на развитие визуализации я доверяю больше. Я нашла в книгах, в интернете подборку игровых релаксационных ситуаций для детей и стала включать в занятия (после 3-х лет).

Очень важным для меня аспектом этой методики явилось то, что автор не ставит задачу вырастить гения, а дать ребенку своеобразную базу для дальнейшего успешного обучения.

Начитавшись всего ))) я все таки придерживаюсь того, что положения этой методики мне больше нравятся, чем нет. Но встали вопросы: как начать заниматься, как выстроить занятие. В интернете  нашла сайты с рассказами о Шичида-школах и о проводимых там занятиях. На основе этих рассказов и описаний некоторых упражнений в книгах Шичиды, я выделила следующие основные моменты, которые нужно учитывать при проведении занятия:

1. Перед занятием необходима обязательная подготовка, вернее подготовка мозга к занятию, т.е. перевод его к испусканию альфа-волн, когда правое полушарие и его функции  частности, становятся наиболее активными.

Для этого в книгах Макото Шичиды предложено включение спокойной, медитативной музыки (это может быть и определенная классическая музыка, шумы и звуки природы, некоторые тибетские мантры). Музыка звучит в фоновом режиме в процессе всего занятия, за исключением, когда проводятся упражнения на развитие звукового восприятия, танцевальных песенок и песенок на иностранном языке.

Ребенку данная музыка помогает перейти в состояние более-менее спокойствия. Для этой же цели (релаксация) Шичидой предлагается провести с ребенком дыхательные игры и упражнение «Шар энергии». Примеры дыхательных игр могут быть самыми разными. Можно попросить подуть ребенка на снежинки (клочки салфетки), привязанную на нитку бабочку и т.п. Лучше почаще обновлять такие игры, чтобы ребенка они заинтересовывали. С детьми, которые уже научились правильно вдыхать и выдыхать, можно просто попросить сделать с закрытыми глазами несколько глубоких вдохов и выдохов.

Примерное описание упражнения: «В ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию».

Вот подборка видео, чтобы наглядно понять как делается упражнение "Шар Энергии":

http://www.youtube.com/watch?v=tDuwI6kcApU

http://www.youtube.com/watch?v=0m9AcWC2sSE

http://www.youtube.com/watch?v=zpt2M1oXFFA

https://vk.com/video209748_168389709

  1. 2.Упражнения, игры, задания должны быть максимально короткими и длиться не больше 1-3 минут.
  2. 3. Смена игр, заданий и упражнений должна быть быстрой.
  3. 4.Очень важен эмоциональный фон во время занятия. Родителям необходимо проявлять заботу и любовь к ребенку, обнимать его и говорить ободряющие слова.

Каким образом выстраивается наше занятие по методике Шичиды.

Опишу здесь занятие, которое мы проводили недавно (сейчас нам 3,5 года). Сразу оговорюсь, что структура занятий у нас колебалась и зависела от возраста дочки. На начальных этапах, чтобы занятия не затягивались и не были больше часа, некоторые игры я исключала, но добавляла их в следующее занятие (другими словами – чередовала). Сами занятия по продолжительности были не очень короткими. Творческое задание иногда я не включала в занятие, иногда проводила в самом конце или после обнимашек. Но чаще всего, творческие задания я провожу отдельно от занятия в течение дня.

  1. 1. Прослушивание веселой песенки.

Слушали небольшой отрывок из песни «Барбариков» - «Барбарики». Не могу сказать для чего это нужно, но у нас с помощью этого привлекается внимание к началу занятия. Мы не только слушаем, но и подпеваем песенке, иногда еще и потанцуем.

  1. 2. Включение спокойной альфа-музыки.
  2. 3. Объятия и ободряющие слова.

Мы обнимаемся, целуемся и я говорю дочке какая она у нас любимая с папой, самая добрая и замечательная, как нам нравятся ее поделочки и рисунки.  Как мы с папой гордимся ей. После этих слов я делаю 8-секундные объятия, предлагаемые Шичидой для донесения любви к ребенку. 8-секундные объятия предполагают, что Вы должны не только обнять ребенка, но и держать его в ваших объятиях в течение восьми секунд.

  1. 4. Дыхательная игра.

Иногда мы просто делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Но так как дыхательные игры нравятся моей дочке, я стараюсь все же включать их, чтобы доставить ей больше удовольствия от занятия. На данном занятии мы сдували клочки салфетки с картинки, как будто это снегом все занесло; сдуваем и смотрим, что под снегом скрывалось.

Занятие по методике Шичиды

Занятие по методике Шичиды

Такие картинки можно скачать здесь.

  1. 5. Упражнения на направленную визуализацию.

Такие упражнения мы стали проводить сравнительно недавно, около 2-3 месяцев назад.

Представляют они собой различные релаксационные ситуации для детей. В описываемом занятии были следующие упражнения:

«Спящий котенок» Представь себе, что ты весёлый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет  хвостиком. Но вот котенок устал…начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка  равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2 – 3 раза).

«Холодно-жарко» Представь себе, что ты играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Тебе стало холодно, ты замёрз, обхватил себя руками, голову прижал к рукам – греешься. Согрелся, расслабься…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Подборку релаксационных ситуаций, найденных мною в книгах и в интернете, можно скачать здесь.

  1. 6. ESP-игры на тренировку экстрасенсорики/интуиции.

Определяли за каким замком принцесса и в каком домике-грибке живет гномик.

Занятие по методике Шичиды

Занятие по методике Шичиды

Данные игры выложены здесь.

  1. 7. Игра на сенсорное восприятие – ощущения (потрогать что-то).

Дала в руки ребенку шишку, чтоб она ее потрогала, покатала в ручках.

  1. 8. Игры на развитие фотографической памяти.

Игра1.  Разложила перед ребенком 10 маленьких фигурок. Попросила ее запомнить их. Ребенок посмотрел на них секунды 2-3 и я закрыла фигурки небольшим полотенцем. Затем подняла полотенце, взяв при это одну из фигурок. Ребенку необходимо ответить какой фигурки не стало.

Занятие по методике Шичиды

Игра2. Маленькие мячики разложила по коробке из-под яиц – своеобразная сетка памяти.

Занятие по методике Шичиды

Ребенок смотрит на «сетку» 2-3 секунды, я вынимаю мячики, затем дочке необходимо разложить их так, как они были.

Так как у меня фотопамять не такая как у дочки (хотя за время занятий нужно отметить ее значительное улучшение), чтобы не забыть я заранее (когда готовилась к занятию) нарисовала схематично как буду располагать мячики )))

  1. 9. Показать наглядно математические понятия, сравнения (много-мало, большое-маленькое и т.п.)

Я показала 2 шнурка и сказала: этот – короткий, этот – длинный.

  1. 10. Игра на тот тип математических сравнений, что и в предыдущем, но уже с задействованием рук ребенка. То есть нужны реальные предметы, где ребенок сам потрогает, подвигает и наглядно поймет изучаемое математическое понятие.

Дала ребенку длинные и короткие предметы, смешанные в одну кучу. Дочке необходимо разложить по 2 кучкам: короткие предметы и длинные.

Занятие по методике Шичиды

  1. 11. Гимнастика для глаз.

Проводили  с помощью шаблонов для гимнастики «Санта дарит подарки»

Занятие по методике Шичиды

Скачать бесплатно здесь.

  1. 12. Просмотр флеш-карт.

Флеш-карты я стала включать в занятие только после того, как смогла сделать специальную программу. Она есть на сайте: Флеш-карточки on-line. Вообще я не видела смысла включать в занятие флеш-карты, если я не могу их быстро перелистывать и при этом произносить название. Так как основное их значение в активизации правого полушария, развития фотографической памяти и связей между обоими полушариями мозга и оно возможно только при быстром перелистывании и произнесении при этом названия.

  1. 13. Показ математических карточек.

Показываю с помощью презентаций карточек с точками, картинками.

  1. 14. ESP-игра на телепатические способности.

Перед ребенком кладу 3 цветных кружка, один из них стараюсь представить у себя в голове. Дочке необходимо угадать, что я представляю.

  1. 15. Игра на сенсорное развитие – музыкальная игра (на абслолютный слух, определить по звуку предмет). На это время выключается альфа-музыка, а по окончанию – включается.

Перед ребенком положила 2 контейнера от киндер-яйца с чечевицей и фасолью. У меня тоже контейнер, но один (с чечевицей). Потрясла контейнером, чтобы был слышен звук. Ребенку необходимо определить, в каком из двух ее контейнеров такой же звук.

Снова даю контейнеры, но уже с сахаром и манкой. У меня контейнер с сахаром.

  1. 16. Игра на обучение понятиям физики (равновесие, утонет/не утонет и т.п.) с помощью реальных предметов.

Перед ребенком маленькие стеклянные шарики и блок от конструктора. Необходимо положить их на этот блок в один ряд, чтобы они не упали.

Занятие по методике Шичиды

  1. 17. Игра на развитие воображения по сенсорному восприятию (представить, как пахнет; теплый, холодный и т.п.).

Беру в руки белый помпон и говорю: «Давай представим, что это снежный комочек. Ой, какой он холодный (катаю его в руках), у меня уже начинают замерзать руки (перекидываю из руки в руку). Попробуй и ты его покатай (отдаю дочке)». Дочка катает, проговаривает похожее на то, что я говорила. При этом в движениях старается показать, что «комочек» холодный.

  1. 18. Игры на развитие мелкой моторики рук (прищепки, скрепки, липучки, шнуровки).

Игра 1. Перед ребенком 7 небольших картинок и скрепки. Необходимо прикрепить к каждой картинке скрепку.

Занятие по методике Шичиды

Игра 2. Делаем домики из шнурков для зверюшек: цыпленку -яйцо, крокодилу - озеро, собачке - будку.

Занятие по методике Шичиды

Игра 3. Делаем маме браслет. На синельную проволоку надеваем бусинки и завязываем на руке у мамы. Мама очень довольна ))))

Занятие по методике Шичиды

  1. 19. Игра на развитие логического мышления.

Конструируем из головоломки «Листик» 3 фигуры с не полностью прорисованными линиями.

Занятие по методике Шичиды

Занятие по методике Шичиды

Занятие по методике Шичиды

Вообще по головоломке «Листик» у меня сделан большой комплект, можно о нем здесь почитать (подойдет для разных возрастов).

  1. 20. Игра на развитие фотографической памяти.

Запоминаем и ставим черточки (иногда раскрашиваем) 3 мандалы.

занятие по шичиде

  1. 21. Игра на развитие вычислительных навыков с помощью каких-либо реальных предметов (определенное количество предметов положить на нужное место и т.п.).

Перед ребенком 3 матрешки и коробочка с маленькими фигурками (для матрешек это – игрушки): «Положи, пожалуйста самой большой матрешке 3 игрушки (жду пока положит), средней – 5 игрушек, а самой маленькой – 4 игрушки.

Занятие по методике Шичиды

  1. 22. Игра на развитие моторики рук – перекатывание, перекладывание шариков, кубиков.

Даю дочке маленький мячик, она перекатывает его из руки в руку, будто «забивает голы».

  1. 23. Быстрые физические упражнения.

Превращаемся в бабочку и летаем по комнате, размахивая крылышками. Потом превращаемся в гусеницу и ползаем по комнате. И в заключение превращаемся в солдатов и маршируем.

  1. 24. Небольшой танец под музыку. На это время выключается альфа-музыка, а по окончанию – включается.

Включаю песенку Железновой «Вот мы в автобусе сидим» и танцуем под нее движениями в соответствии со словами песни.

  1. 25. Игра на развитие визуализации.

Провожу 2 релаксационных упражнения:

«Гроза» Представь себе, что скоро начнется гроза. Перед грозой обычно очень тихо (попросите ребенка замереть). Затем слышатся отдаленные тихие звуки: ребенок трет ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: ребенок хлопает в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: ребенок топает ногами. Гроза в разгаре: ребенок громко топает ногами и хлопает в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.

«Шалтай-болтай» Читаете отрывок из стихотворения С. Я. Маршака: 

Шалтай-Болтай 
Сидел на стене. 
Шалтай-Болтай 
Свалился во сне. 

Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только ребенок услышит слова «свалился во сне», он резко наклоняет корпус вниз.

  1. 26. Крепкие объятия родителя и ребенка. При этом обязательно скажите, как Вы любите своего малыша и уверены в нем и его возможностях. Поцелуйте ребенка.

На занятие у нас ушло 55 минут.

По этой структуре мы занимались где-то с 2,6 года. До этого пробовала разные варианты занятия, но эта последовательность и сами игры, на мой взгляд, больше подходит именно к методике Шичиды – упражнения короткие. Чтобы переход от одной игры к другой был быстрым, необходимо все подготовить заранее. Занятия мы чаще проводим утром, поэтому готовлю все вечером – план и все атрибуты складываю в коробку. Чтобы не очень скучно было ребенку сидеть на одном месте, я раскладываю некоторые игры по квартире и по комнате, в которой непосредственно занимаемся – все это я делаю непосредственно уже перед самим занятием. Так проще, на мой взгляд, удержать внимание, интерес ребенка и осуществлять быстрый переход от одного занятия к другому. Чтобы ничего не забыть и не спутать, напомню, в руках у меня всегда общий план, написанный от руки ))).

Дочка ходит в детский сад и занятия мы стали проводить 1 раз неделю в выходные. Но игры на развитие фотопамяти (фотомемори, похожие картинки, сетки памяти, абсурдные истории) у нас включены в повседневность. Если не играем, то хотя бы вспоминаем, кто во что одет в садике, кто какие игрушки приносил, у кого что нарисовано на шкафчиках и т.п. или, если ходили в гости, в магазин или еще куда-то, то вспоминаем детали оттуда. Перед сном проводим упражнение на релаксацию. Не каждый день, но играем в различные сенсорные игры, игры на развитие воображения, логического мышления, обучаемся математическим понятиям и вычислительным навыкам. Также мы много рисуем, раскрашиваем и лепим. Сейчас на первом месте у нас тематические, сюжетно-ролевые игры, поэтому большинство времени у нас отводится на них.

Я считаю, что в развитии ребенка нужно опираться на возрастные и индивидуальные особенности. Если что-то ребенку дается легко, то на эти сферы немного делать игры сложнее, а на другие, которые вызывают затруднения, наоборот найти варианты игр попроще или может вовсе исключить на некоторое время. Важно, чтобы задачи игр отвечали уровню развития ребенка на данном этапе. Отклонения в любую из сторон приведут к тому, что ребенку будет или слишком скучно и неинтересно с игрушками/заданиями или к тому, что ему будет сложно и тоже неинтересно.

Очень важный момент, причем он касается не только занятия, а вообще постоянного взаимодействия с ребенком – это наша демонстрация любви к ребенку. Она может заключаться в объятиях, общении, внимании. Но тут нужно также найти «золотую середину».

Постоянная обратная связь с ребенком нужна при освоении им нового знания или навыка. Ребенку важно поделиться результатом и услышать мнение взрослого, причем, как одобрение, так и критику. Выражая негативное мнение, взрослый может одновременно подсказать, как в данной ситуации можно было повести себя по-другому. 

Очень много внимания взаимоотношения «ребенок-родитель» уделяется и в методике Макото Шичиды. Когда родители любят своих детей, передают эту любовь в общении с ребенком, принимают ребенка таким, какой он ест, детский ум, как пишет Шичида, «открывается». А когда детские умы «открыты» будут развиваться и их врожденные способности. Вырастая в любви, ребенок становится гармонично развитой и уверенной в себе личностью.

 

 

Комментарии

26.01.2016
Интересные задания. Меня тоже заинтересовала эта методика.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи