О методике Шичиды и наша структура занятий по ней.
Когда дочке было 2,2, я узнала об этой методике Макото Шичиды. Я знала о многих методиках, использовала их в воспитании, развитии и обучении своей дочки. Но открытие методики Шичиды стало прям действительно ОТКРЫТИЕМ. Занятия, упражнения этой методики очень нестандартные и не стереотипные, что очень привлекло мое внимание к ней. Но, так как у меня высшее педагогическое образование, настораживал тот момент, что о данной методике нам в ВУЗе не рассказывали и даже не упоминали. В связи с этим, прежде чем начинать внедрять занятия и упражнения в наши будни с дочерью, я решила узнать все поподробнее. К сожалению, на русскоязычных сайтах очень мало информации и в основном она однотипная. Книжек, переведенных на русский язык я не наша, за исключением тех, которые переведены всего скорее родителям – энтузиастами в области этой методики. Таких «переведенных» книжек Макото Шичиды у меня 4. Перевод хоть и корявенький, но смысл более-менее понятный.
Методика основана на положении о том, что у детей до 3-х лет активно правое полушарие, а левое «спит» и начинает «просыпаться» после 3 лет, но до 5-6-ти лет правое полушарие все еще имеет доминирующее положение. Кстати, современные исследования подтверждают это. В связи с этим по методике Шичиды развитие ребенка раннего возраста должно быть направлено преимущественно на развитие функций правого полушария мозга.
Как мы знаем, левое и правое полушария мозга имеют разные возможности. Левое полушарие мозга отвечает за логические, последовательные, рационально-аналитические способности и стремиться разделить все вокруг на составляющие. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, целостное, синтезированное видение мира, оно способно охватывать изображения в целом.
За счет функций правого полушария:
- Дети обладают прекрасной образной (фотографической) памятью;
- Младенцы имеют абсолютный музыкальный слух;
- Иностранными языками может овладеть быстро любой малыш;
- Мозг малыша готов воспринимать и запоминать безграничный объем информации.
Активность правого полушария способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка. За счет этого, по мнению Шичиды, миллионы детей имеют потенциал к безграничным возможностям и успеху в будущем.
И, кстати, недаром многие успешные люди демонстрируют такую ключевую свою способность, как мысленная визуализация изображений. Эта способность является практически ключевой в открытии и развитии необыкновенных человеческих возможностей, по мнению Макото Шичиды. И, развивая эту способность, человек «помогает» развиваться другим функциям правого полушария.
Непонятным для меня моментом этой методики являлось понятие разницы между воображением и визуализацией. Я пришла к следующему выводу: визуализация – это мысленное представление, возможность видеть у себя в голове картинку чего-либо; а воображение – это мысленное управление этими картинками. Развитие этих способностей являются практически ключевыми по методике, так как развитие всех остальных способностей зависит от них. Представляя в голове картинки, ребенок может считать, на чем основаны удивительные вычислительные способности детей, прошедших Шичида-школу. Фотографическая память реализуется также за счет «видения» картинки в голове.
Следующий шаг - я стала читать о ESP-способностях, их значении. И пришла к выводу о том, что эти способности влияют на развитие визуализации. Поэтому для детей до 3-х лет ( у которых esp-способности наиболее ярко выражены) нужно проводить больше esp-игр, а после трехлетнего возраста начинать вводит игры, упражнения на направленную визуализации. В книгах Шичиды есть описания упражнений на направленную визуализацию, некоторые напоминают гипноз, а некоторые – способы релаксации. Действие способов релаксации на развитие визуализации я доверяю больше. Я нашла в книгах, в интернете подборку игровых релаксационных ситуаций для детей и стала включать в занятия (после 3-х лет).
Очень важным для меня аспектом этой методики явилось то, что автор не ставит задачу вырастить гения, а дать ребенку своеобразную базу для дальнейшего успешного обучения.
Начитавшись всего ))) я все таки придерживаюсь того, что положения этой методики мне больше нравятся, чем нет. Но встали вопросы: как начать заниматься, как выстроить занятие. В интернете нашла сайты с рассказами о Шичида-школах и о проводимых там занятиях. На основе этих рассказов и описаний некоторых упражнений в книгах Шичиды, я выделила следующие основные моменты, которые нужно учитывать при проведении занятия:
1. Перед занятием необходима обязательная подготовка, вернее подготовка мозга к занятию, т.е. перевод его к испусканию альфа-волн, когда правое полушарие и его функции частности, становятся наиболее активными.
Для этого в книгах Макото Шичиды предложено включение спокойной, медитативной музыки (это может быть и определенная классическая музыка, шумы и звуки природы, некоторые тибетские мантры). Музыка звучит в фоновом режиме в процессе всего занятия, за исключением, когда проводятся упражнения на развитие звукового восприятия, танцевальных песенок и песенок на иностранном языке.
Ребенку данная музыка помогает перейти в состояние более-менее спокойствия. Для этой же цели (релаксация) Шичидой предлагается провести с ребенком дыхательные игры и упражнение «Шар энергии». Примеры дыхательных игр могут быть самыми разными. Можно попросить подуть ребенка на снежинки (клочки салфетки), привязанную на нитку бабочку и т.п. Лучше почаще обновлять такие игры, чтобы ребенка они заинтересовывали. С детьми, которые уже научились правильно вдыхать и выдыхать, можно просто попросить сделать с закрытыми глазами несколько глубоких вдохов и выдохов.
Примерное описание упражнения: «В ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию».
Вот подборка видео, чтобы наглядно понять как делается упражнение "Шар Энергии":
http://www.youtube.com/watch?v=tDuwI6kcApU
http://www.youtube.com/watch?v=0m9AcWC2sSE
http://www.youtube.com/watch?v=zpt2M1oXFFA
https://vk.com/video209748_168389709
- 2.Упражнения, игры, задания должны быть максимально короткими и длиться не больше 1-3 минут.
- 3. Смена игр, заданий и упражнений должна быть быстрой.
- 4.Очень важен эмоциональный фон во время занятия. Родителям необходимо проявлять заботу и любовь к ребенку, обнимать его и говорить ободряющие слова.
Каким образом выстраивается наше занятие по методике Шичиды.
Опишу здесь занятие, которое мы проводили недавно (сейчас нам 3,5 года). Сразу оговорюсь, что структура занятий у нас колебалась и зависела от возраста дочки. На начальных этапах, чтобы занятия не затягивались и не были больше часа, некоторые игры я исключала, но добавляла их в следующее занятие (другими словами – чередовала). Сами занятия по продолжительности были не очень короткими. Творческое задание иногда я не включала в занятие, иногда проводила в самом конце или после обнимашек. Но чаще всего, творческие задания я провожу отдельно от занятия в течение дня.
- 1. Прослушивание веселой песенки.
Слушали небольшой отрывок из песни «Барбариков» - «Барбарики». Не могу сказать для чего это нужно, но у нас с помощью этого привлекается внимание к началу занятия. Мы не только слушаем, но и подпеваем песенке, иногда еще и потанцуем.
- 2. Включение спокойной альфа-музыки.
- 3. Объятия и ободряющие слова.
Мы обнимаемся, целуемся и я говорю дочке какая она у нас любимая с папой, самая добрая и замечательная, как нам нравятся ее поделочки и рисунки. Как мы с папой гордимся ей. После этих слов я делаю 8-секундные объятия, предлагаемые Шичидой для донесения любви к ребенку. 8-секундные объятия предполагают, что Вы должны не только обнять ребенка, но и держать его в ваших объятиях в течение восьми секунд.
- 4. Дыхательная игра.
Иногда мы просто делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Но так как дыхательные игры нравятся моей дочке, я стараюсь все же включать их, чтобы доставить ей больше удовольствия от занятия. На данном занятии мы сдували клочки салфетки с картинки, как будто это снегом все занесло; сдуваем и смотрим, что под снегом скрывалось.
Такие картинки можно скачать здесь.
- 5. Упражнения на направленную визуализацию.
Такие упражнения мы стали проводить сравнительно недавно, около 2-3 месяцев назад.
Представляют они собой различные релаксационные ситуации для детей. В описываемом занятии были следующие упражнения:
«Спящий котенок» Представь себе, что ты весёлый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот котенок устал…начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2 – 3 раза).
«Холодно-жарко» Представь себе, что ты играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Тебе стало холодно, ты замёрз, обхватил себя руками, голову прижал к рукам – греешься. Согрелся, расслабься…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Подборку релаксационных ситуаций, найденных мною в книгах и в интернете, можно скачать здесь.
- 6. ESP-игры на тренировку экстрасенсорики/интуиции.
Определяли за каким замком принцесса и в каком домике-грибке живет гномик.
Данные игры выложены здесь.
- 7. Игра на сенсорное восприятие – ощущения (потрогать что-то).
Дала в руки ребенку шишку, чтоб она ее потрогала, покатала в ручках.
- 8. Игры на развитие фотографической памяти.
Игра1. Разложила перед ребенком 10 маленьких фигурок. Попросила ее запомнить их. Ребенок посмотрел на них секунды 2-3 и я закрыла фигурки небольшим полотенцем. Затем подняла полотенце, взяв при это одну из фигурок. Ребенку необходимо ответить какой фигурки не стало.
Игра2. Маленькие мячики разложила по коробке из-под яиц – своеобразная сетка памяти.
Ребенок смотрит на «сетку» 2-3 секунды, я вынимаю мячики, затем дочке необходимо разложить их так, как они были.
Так как у меня фотопамять не такая как у дочки (хотя за время занятий нужно отметить ее значительное улучшение), чтобы не забыть я заранее (когда готовилась к занятию) нарисовала схематично как буду располагать мячики )))
- 9. Показать наглядно математические понятия, сравнения (много-мало, большое-маленькое и т.п.)
Я показала 2 шнурка и сказала: этот – короткий, этот – длинный.
- 10. Игра на тот тип математических сравнений, что и в предыдущем, но уже с задействованием рук ребенка. То есть нужны реальные предметы, где ребенок сам потрогает, подвигает и наглядно поймет изучаемое математическое понятие.
Дала ребенку длинные и короткие предметы, смешанные в одну кучу. Дочке необходимо разложить по 2 кучкам: короткие предметы и длинные.
- 11. Гимнастика для глаз.
Проводили с помощью шаблонов для гимнастики «Санта дарит подарки»
Скачать бесплатно здесь.
- 12. Просмотр флеш-карт.
Флеш-карты я стала включать в занятие только после того, как смогла сделать специальную программу. Она есть на сайте: Флеш-карточки on-line. Вообще я не видела смысла включать в занятие флеш-карты, если я не могу их быстро перелистывать и при этом произносить название. Так как основное их значение в активизации правого полушария, развития фотографической памяти и связей между обоими полушариями мозга и оно возможно только при быстром перелистывании и произнесении при этом названия.
- 13. Показ математических карточек.
Показываю с помощью презентаций карточек с точками, картинками.
- 14. ESP-игра на телепатические способности.
Перед ребенком кладу 3 цветных кружка, один из них стараюсь представить у себя в голове. Дочке необходимо угадать, что я представляю.
- 15. Игра на сенсорное развитие – музыкальная игра (на абслолютный слух, определить по звуку предмет). На это время выключается альфа-музыка, а по окончанию – включается.
Перед ребенком положила 2 контейнера от киндер-яйца с чечевицей и фасолью. У меня тоже контейнер, но один (с чечевицей). Потрясла контейнером, чтобы был слышен звук. Ребенку необходимо определить, в каком из двух ее контейнеров такой же звук.
Снова даю контейнеры, но уже с сахаром и манкой. У меня контейнер с сахаром.
- 16. Игра на обучение понятиям физики (равновесие, утонет/не утонет и т.п.) с помощью реальных предметов.
Перед ребенком маленькие стеклянные шарики и блок от конструктора. Необходимо положить их на этот блок в один ряд, чтобы они не упали.
- 17. Игра на развитие воображения по сенсорному восприятию (представить, как пахнет; теплый, холодный и т.п.).
Беру в руки белый помпон и говорю: «Давай представим, что это снежный комочек. Ой, какой он холодный (катаю его в руках), у меня уже начинают замерзать руки (перекидываю из руки в руку). Попробуй и ты его покатай (отдаю дочке)». Дочка катает, проговаривает похожее на то, что я говорила. При этом в движениях старается показать, что «комочек» холодный.
- 18. Игры на развитие мелкой моторики рук (прищепки, скрепки, липучки, шнуровки).
Игра 1. Перед ребенком 7 небольших картинок и скрепки. Необходимо прикрепить к каждой картинке скрепку.
Игра 2. Делаем домики из шнурков для зверюшек: цыпленку -яйцо, крокодилу - озеро, собачке - будку.
Игра 3. Делаем маме браслет. На синельную проволоку надеваем бусинки и завязываем на руке у мамы. Мама очень довольна ))))
- 19. Игра на развитие логического мышления.
Конструируем из головоломки «Листик» 3 фигуры с не полностью прорисованными линиями.
Вообще по головоломке «Листик» у меня сделан большой комплект, можно о нем здесь почитать (подойдет для разных возрастов).
- 20. Игра на развитие фотографической памяти.
Запоминаем и ставим черточки (иногда раскрашиваем) 3 мандалы.
- 21. Игра на развитие вычислительных навыков с помощью каких-либо реальных предметов (определенное количество предметов положить на нужное место и т.п.).
Перед ребенком 3 матрешки и коробочка с маленькими фигурками (для матрешек это – игрушки): «Положи, пожалуйста самой большой матрешке 3 игрушки (жду пока положит), средней – 5 игрушек, а самой маленькой – 4 игрушки.
- 22. Игра на развитие моторики рук – перекатывание, перекладывание шариков, кубиков.
Даю дочке маленький мячик, она перекатывает его из руки в руку, будто «забивает голы».
- 23. Быстрые физические упражнения.
Превращаемся в бабочку и летаем по комнате, размахивая крылышками. Потом превращаемся в гусеницу и ползаем по комнате. И в заключение превращаемся в солдатов и маршируем.
- 24. Небольшой танец под музыку. На это время выключается альфа-музыка, а по окончанию – включается.
Включаю песенку Железновой «Вот мы в автобусе сидим» и танцуем под нее движениями в соответствии со словами песни.
- 25. Игра на развитие визуализации.
Провожу 2 релаксационных упражнения:
«Гроза» Представь себе, что скоро начнется гроза. Перед грозой обычно очень тихо (попросите ребенка замереть). Затем слышатся отдаленные тихие звуки: ребенок трет ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: ребенок хлопает в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: ребенок топает ногами. Гроза в разгаре: ребенок громко топает ногами и хлопает в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.
«Шалтай-болтай» Читаете отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только ребенок услышит слова «свалился во сне», он резко наклоняет корпус вниз.
- 26. Крепкие объятия родителя и ребенка. При этом обязательно скажите, как Вы любите своего малыша и уверены в нем и его возможностях. Поцелуйте ребенка.
На занятие у нас ушло 55 минут.
По этой структуре мы занимались где-то с 2,6 года. До этого пробовала разные варианты занятия, но эта последовательность и сами игры, на мой взгляд, больше подходит именно к методике Шичиды – упражнения короткие. Чтобы переход от одной игры к другой был быстрым, необходимо все подготовить заранее. Занятия мы чаще проводим утром, поэтому готовлю все вечером – план и все атрибуты складываю в коробку. Чтобы не очень скучно было ребенку сидеть на одном месте, я раскладываю некоторые игры по квартире и по комнате, в которой непосредственно занимаемся – все это я делаю непосредственно уже перед самим занятием. Так проще, на мой взгляд, удержать внимание, интерес ребенка и осуществлять быстрый переход от одного занятия к другому. Чтобы ничего не забыть и не спутать, напомню, в руках у меня всегда общий план, написанный от руки ))).
Дочка ходит в детский сад и занятия мы стали проводить 1 раз неделю в выходные. Но игры на развитие фотопамяти (фотомемори, похожие картинки, сетки памяти, абсурдные истории) у нас включены в повседневность. Если не играем, то хотя бы вспоминаем, кто во что одет в садике, кто какие игрушки приносил, у кого что нарисовано на шкафчиках и т.п. или, если ходили в гости, в магазин или еще куда-то, то вспоминаем детали оттуда. Перед сном проводим упражнение на релаксацию. Не каждый день, но играем в различные сенсорные игры, игры на развитие воображения, логического мышления, обучаемся математическим понятиям и вычислительным навыкам. Также мы много рисуем, раскрашиваем и лепим. Сейчас на первом месте у нас тематические, сюжетно-ролевые игры, поэтому большинство времени у нас отводится на них.
Я считаю, что в развитии ребенка нужно опираться на возрастные и индивидуальные особенности. Если что-то ребенку дается легко, то на эти сферы немного делать игры сложнее, а на другие, которые вызывают затруднения, наоборот найти варианты игр попроще или может вовсе исключить на некоторое время. Важно, чтобы задачи игр отвечали уровню развития ребенка на данном этапе. Отклонения в любую из сторон приведут к тому, что ребенку будет или слишком скучно и неинтересно с игрушками/заданиями или к тому, что ему будет сложно и тоже неинтересно.
Очень важный момент, причем он касается не только занятия, а вообще постоянного взаимодействия с ребенком – это наша демонстрация любви к ребенку. Она может заключаться в объятиях, общении, внимании. Но тут нужно также найти «золотую середину».
Постоянная обратная связь с ребенком нужна при освоении им нового знания или навыка. Ребенку важно поделиться результатом и услышать мнение взрослого, причем, как одобрение, так и критику. Выражая негативное мнение, взрослый может одновременно подсказать, как в данной ситуации можно было повести себя по-другому.
Очень много внимания взаимоотношения «ребенок-родитель» уделяется и в методике Макото Шичиды. Когда родители любят своих детей, передают эту любовь в общении с ребенком, принимают ребенка таким, какой он ест, детский ум, как пишет Шичида, «открывается». А когда детские умы «открыты» будут развиваться и их врожденные способности. Вырастая в любви, ребенок становится гармонично развитой и уверенной в себе личностью.
Смотрите также
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи