Организация занятия о средствах музыкальной выразительности с детьми от 1-3 лет.
Во время слушания музыкальных произведений с ребенком, часто встает вопрос о том, как лучше ему рассказать о средствах музыкальной выразительности.
Как считает Матвеева, кроме прослушивания, целесообразно ввести еще и слушание элементов музыкального языка, которые помогут ребятам в дальнейшем глубже понимать содержание музыкального произведения.
Говоря о процессе восприятия музыки, необходимо упомянуть и то, что слушание музыки может быть использовано не только как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Уже в раннем возрасте следует слушать и вычленять элементы музыкального языка для развития слуха. Предполагается, что этим видом деятельности дети занимаются параллельно со слушанием музыки, но хочется, чтобы при слушании произведения дети в первую очередь прочувствовали мелодию и настроение, а не пытались определить отдельные элементы музыкального языка. Поэтому Матвеевой выделен этот вид деятельности как самостоятельная и необходимая часть занятия. Прослушивание «загадок» из отдельных фрагментов музыкальных произведений теперь решает совершенно иную задачу: услышать, какими средствами был создан этот музыкальный рассказ.
Хотя все ее работы касаются дошкольных образовательных учреждений, но их вполне можно применить и в домашних условиях. Матвеева не раз в свих работах упоминает о важности именно развития в домашних условиях, так как ребенок раннего возраста большую часть времени проводит с родителями. Но в силу трудности исследования музыкального развития в домашних условиях, она раскрывает эту тему применительно к дошкольным учреждениям.
Этапы работы, предложенные Матвеевой, чтобы научить детей вычленять средства музыкальной выразительности.
Как правило, слушание элементов музыкального языка включается в занятие после музыкального движения перед пением (подпеванием). Детям необходимо успокоиться, поэтому в качестве такого переключающего момента выступает музыкальная загадка.
Предварительный этап подготовки.
Ребята рассаживаются на стульчиках, готовясь к пению, но сначала, пока эмоциональное состояние еще возбужденное, педагог предлагает им загадку. Это всегда интересно и увлекательно.
Основной этап работы.
Слушание фрагментов музыкальных произведений. Как правило, для удобства сравнения предлагается два контрастных примера из одного или разных произведений. Более того, контраст должен быть очевиден в одном и том же элементе из средств музыкальной выразительности. Только так детям легко будет понять суть загадки.
Оценочный этап.
На данном этапе педагог расспрашивает ребят об отличиях двух прослушанных фрагментов. После краткого рассказа педагога начинаются игры с дыханием, распевки, пальчиковая гимнастика, подпевание, музыкально-ритмическое движение, а затем вновь загадки и слушание музыки.
Особенности подбора репертуара
Музыкальные загадки всегда тематические, а потому встает важная задача подобрать материал по принципу контраста определенных элементов музыкального языка. Таких тем немного. Это регистры (высоко/низко, выше/ниже), темп (быстро/медленно, быстрее/медленнее), динамика (громко/тихо, громче/тише), лад (грустно/весело). Самым простым решением может служить использование «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Вся музыка данного пособия, призванного познакомить детей с азами музыкальной грамоты, написана одним автором И. Арсеевым специально для детей, но не имеет разнообразного высокохудожественного содержания. Все-таки из произведений мирового наследия можно отобрать более яркие фрагменты для показа средств музыкальной выразительности, доступных детскому пониманию.
Хотя тем для загадок совсем немного, но, чередуясь и многократно повторяясь на различном материале, каждая из них качественно усваивается, что помогает в дальнейшем и в восприятии музыки, и в развитии речи, и в целом эстетическом воспитании.
Регистры: понятия «высоко/низко», «не очень высоко», а затем «средний регистр». Малыши не знают слово «регистр», но легко слышат и определяют разницу между кем-то большим с грубым голосом и маленьким с тонким голосом. В качестве материала удобно использовать «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Колыбельную Джимбо» К. Дебюсси, «Бабу-Ягу» П. Чайковского, «Колокольный звон» в сцене венчания из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
М. Глинки, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, темы «Шахрияра и Шехеразады» из сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и другие фрагменты, где можно показать регистровую разницу. Из «Карнавала животных» используются сопоставления самих произведений»: «Слоны», «Королевский марш львов», «Петухи и куры», «Птичник».
Мажор-минор. Сочетание мажора и минора воспринимается как сочетание различного настроения. Детям раннего возраста уже доступны такие понятия как, «грустно и весело», «солнышко и туча», «болел и выздоровел». В качестве репертуара для сравнительного показа могут использоваться «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Старинная французская песенка» и «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Весна» и «Зима» А. Вивальди.
Динамика. Такие понятия как, «громко/тихо», «громче/тише» легко доступны восприятию малышей. В качестве примеров могут использоваться как различные произведения, так и одно произведение, сыгранное с различной динамикой («Волынка» И. С. Бах).
Темп. Понятия «быстро/медленно», «быстрее/медленнее», находятся в круге, доступном детскому восприятию. Несколько сложнее пониманию сочетание «ускоряя/замедляя». Малыши с удовольствием изображают движение любых животных и птиц, а педагог ненавязчиво напоминает им: кто движется быстрее, а кто медленнее. Для показа различных темпов могут использоваться как произведения одного композитора, так и сочетание произведений различных композиторов, например, «Антилопы» и «Черепахи», «Птичник» и «Лебедь» К. Сен-Санса, «Прогулка» М. Мусоргского и «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Смелый наездник» Р. Шумана. «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Полет Валькирий» Р. Вагнера и «Утро» Э. Грига или «Рассвет на Москве - реке» М. Мусорского.
Со временем можно использовать загадки с контрастом по нескольким параметрам: темы «Шахрияра и Шехеразады» Н. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. Глинки, «Волынка» И. С. Баха.
Не следует делать упор на запоминание названия произведений, поскольку основная задача услышать именно элементы, с помощью которых музыка стала звучать по-другому.
Смотрите также
-
Читать полностью → Особенности структуры занятия по слушанию музыки у детей от 1-3 лет Для развития навыка активного слушания, необходимо создать определенные условия. В статье рассматриваются этапы работы по организации процесса слушания музыки, выделенные Р.А. Матвеевой (автор диссертации «Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики»).
-
Читать полностью → Виды музыкальной деятельности детей от 1-3 лет. Музыкантами-педагогами выделены следующие виды музыкальной деятельности детей от 1-3 лет: слушание музыки для развития образного мышления, эмоционального отклика на музыкальное произведение; метро-ритмические упражнения: музыкально-двигательные упражнения и игры для развития пластики и основных видов движения;пение.
-
Читать полностью → Как организовать музыкальное занятие для ребенка раннего возраста дома. Немного о музыкальных занятиях и о том, что нужно учитывать при организации дома музыкального занятия с ребенком от 1-3 лет.
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи