Развитие визуализации.

Релаксационные игровые ситуации для детей дошкольного возраста.

Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»

В. Зеланд «Трансерфинг реальности»

развитие визуализации

Развитие визуализации у детей, по-мнению Макото Шичиды, является одним из важнейших направлений методики, так как данные способности - ключевые в развитии остальных функций, за которые отвечает правое полушарие. Люди с развитыми визуальными способностями обладают невероятными возможностями. В этой статье мы постараемся раскрыть конкретные способы развития визуализации у детей разных возрастов, а также у взрослых.

Для чего развивать визуализацию.

Не секрет, что с древних времен и до наших дней встречаются люди, которые молниеносно вычисляют любой сложности математические примеры, причем немало среди них детей. Поскольку наука не могла объяснить этих явлений, человеку просто приписывалось звание «гения от природы», т.е. он родился с таким даром. Но сравнительно недавно человечеству открылись тайны гениальности, и, как указывает Шичида, они хранятся в возможностях правого полушария мозга.

В книге Шичиды описывается случай, когда пятилетнему ребенку в телевизионной программе задавали невероятные для его возраста математические примеры. Шестизначное число он умножал на трехзначное, делил шестизначное на трехзначное – и все эти вычисления проводились устно и за 1-2(!!!!) секунды. После проверки ответы оказались верны. И вот, что он сказал, когда его спросили о том, как он смог это сделать. Он рассказал, что когда рассчитывал, закрывал глаза и представлял (визуализировал) в голове бисер, в том количестве, в котором были числа примеров.

Таким образом, с помощью развитых способностей визуализировать ребенок стал обладать невероятными математическими способностями. 

С помощью визуализации человек может даже излечить себя. Причем это реальные возможности любого человека. Существуют даже врачи, которые кроме лекарственной терапии настоятельно рекомендуют заниматься больному визуализацией, т.е мысленным представлением, что болезнь покидает его, уходит из каждой клетки его организма и т.п. Кстати, сейчас очень популярна тема визуализации, мысленного представления о том, что человек хотел бы. Очень много книг практической психологии, написанных на эту тему. В современном обществе каждый, наверняка, слышал фразу: «Мысли материальны». И действительно, если очень чего-то хотеть, постоянно думать, представлять это – оно обязательно сбудется.

Таким образом, если развивать способности визуализации ребенка, можно открыть невероятные гениальные его возможности. И, по-моему мнению, суть не в том, что ребенок станет умным, есть огромная вероятность, что он станет счастливым. Ему будет проще учиться и жить в этом сложном, насыщенным информацией мире. При обработке информации, человек использует только часть врожденных способностей человека. По этому поводу Шичида говорил: "...человеческие таланты, которые видны, только секрет айсберга, большинство существует в сфере подсознательного".

Ваш ребенок сможет визуализировать свои желания, которые, возможно, исполнятся с малейшими усилиями. Каждый имеет возможность, чтобы его желания сбывались. Все, что нужно делать, как пишет Шичида, это визуализировать это желание, как если бы это происходило перед вами. 

Как мы видим значимость визуальных способностей в жизни человека велика, но для максимального их развития наиболее благоприятным будет период раннего детства - от рождения до трех лет. Так как это период наибольшей активности правого полушария мозга, функции которого отвечают за данные способности.

Способности к визуализации есть у всех, особенно у детей, но, чтобы они стали действительно помощником для раскрытия невероятных человеческих возможностей, необходимо направленно развивать умение визуализировать.

Направленное развитие способностей визуализации.

У Шичиды выделено несколько возможных путей развития способностей визализации:

Давайте рассмотрим как эти способы раскрыл Макото Шичида в своих книгах.

Возвращение в утробу матери .

Ребенку легче представить, что он возвращается в утробу матери, потому он недавно был там.

«Для того, чтобы представить как вернуться в утробу матери, сделайте следующее. Закройте глаза и глубоко вдохните и выдохните. Теперь вдохните так глубоко как сможете. Выдохните, как можно сильнее.
Опять вдохните - соберите столько кислорода, сколько сможете. В тоже время представьте, как большое количество положительной энергии проходит через ваши ступни. Когда вы выдохните, представьте, что вся отрицательная энергия выходит из вашего тела. Повторите это упражнение (вдох и выдох) десять раз, не забывая представлять об энергии. Как только вы это проделаете, вы станете спокойным и релаксированным (отдохнувшим). У вас уйдет накопленное физическое и умственное напряжение. Вы будете чувствовать как будто вы почти уснули. Это очень легко представить. Это является основой для обучения образам правого полушария ».

Внимание!!! Вышеописанная небольшая медитация повторяются перед некоторыми из перечисленных ниже занятий. 
«Теперь, представьте, что ваше тело становится меньше и меньше. Сейчас вы 4-х летний ребенок. Представьте, что вы еще меньше. Теперь вы годовалый малыш. Вы становитесь еще меньше. Теперь вы в животе у мамы. Оглянитесь в мамином животе. На что это похоже? Как вы себя чувствуете? Расскажите мне, что вы видите и чувствуете?

Вы в животе у мамы, ваши мама и папа хотят, чтобы вы родились крепким и здоровым.
Ваши мама и папа очень счастливы, что вы скоро родитесь. Все в вашей семье любят вас и ждут вашего рождения. Теперь родитесь из маминого живота. Вы родились здоровым ребенком. Вспомните как вы родились и расскажите мне как это было (после того, как вернетесь в себя (в свои годы))».

Стать (превратиться) в крохотного ребенка.

Для этого скажите: «Сегодня я представлю, что стану крохотным ребенком»
Совершите медитацию описанную в упражнении «возвращение в утробу матери».

«Сейчас я сосчитаю от десяти до одного. По мере того, как счет уменьшается, ваше тело становится меньше. Становится меньше и меньше и наконец, становится невидимым, и способно войти (пройти) через все что угодно. Вы можете войти в цветок или фрукт, например, яблоко или апельсин, или даже в камень.

Вы способны войти (проникнуть) в тела вашей семьи, или даже в свое тело, и найти то, что причиняет любую боль и вылечить ее через образ.

Хорошо. Я досчитаю до десяти.

Десять, девять, вы становитесь меньше и меньше.

Восемь, семь еще меньше.

Шесть, пять еще меньше. Вы можете быть еще меньше.

Четыре, три сейчас вы размером, например, с горошину. Давайте станем еще меньше так, чтобы вы стали почти невидимым.

Два, один вы почти невидимы.

Вы можете войти в цветок, который перед вами.

Чувствуете, как он пьет воду.

На что похож его стебель (корень)? Как запах вы ощущаете в цветке?

Какой он на вкус? Сколько пестиков там? (после этого вернитесь в нормальное состояние)».

 

Притвориться (сделать вид) что играешь.

Совершите медитацию описанную в упражнении «возвращение в утробу матери».

Попросите ребенка представить, что он стал бабочкой.
«Представь, что твое тело становиться очень маленьким и превращается в бабочку. Да, ты уже бабочка. Посмотри в угол комнаты по правую руку от тебя. Это сад цветущих яблонь. Цветущие яблони повсюду. Очень много нектара в цветках яблони. Давайте подлетим туда и вытащим свою трубочку, вопьемся в цветок и будем есть нектар. Вот ты летишь на своих крыльях. Ты в цветке. Достаем свою трубочку и пьем нектар. Попробуйте нектар и скажите, какой он на вкус».

 

Воображаемые истории.

Совершите медитацию описанную в упражнении «возвращение в утробу матери».
Скажите ребенку следующее:

«Сейчас  ты в тихом лесу. В лесу удивительные животные, гномы и живые феи. Ты входишь в лес. Красивая белка встречается тебе на пути, она смотрит на тебя. Скажи: «Привет белка». Белка улыбается и говорит: «Привет. Добро пожаловать в наш лес!»  Что же должно произойти дальше?»

Дальше, как пишет Шичида,  воображение само поведет ребенка.

Попросите ребенка запомнить, что он видел во время визуализации, и рассказать вам когда вернется.

Шичида пишет: «Я перестаю говорить, чтобы он насладился своим воображением».

 

Напряжение-расслабление.

Напряжение-расслабление самый легкий способ, чтобы развить у детей способность мыслить образами, у которых есть трудности с визуализацией образов.
Ваш ребенок должен лечь на пол и закрыть глаза. Пусть подышит глубоко несколько раз. И скажите ему: «А сейчас представь, что ты камень (палка). Когда я скажу СЕЙЧАС напряги свое тело и представь, что твое тело стало очень твердым. Хорошо? СЕЙЧАС».

Скажите ему, чтобы он представил, что он стал камнем (палкой). Для того, чтобы понять, что ему это удалось, дотроньтесь до него, его мышцы напрягутся. Затем поднимете его за плечи и попросите еще одного взрослого поднять ребенка за ноги, удостовериться действительно ли он напрягся, прямой как палка.

Убедившись, скажите ему: «Когда я скажу СЕЙЧАС, твое тело станет мягким как вата. СЕЙЧАС. Ребенок должен лежать свободно и расслабленно. Затем расположите свой указательный палец в центре головы ребенка и скажите ему: я досчитаю до трех пока кладу палец под твою голову. Когда я подниму пальцы, ты увидишь красный круг там, где лежат мои пальцы».

И на счет три поднимите пальцы.

«Представь красный круг. Ты увидишь его. Когда ты увидишь его, подними правую руку».

Скоро он ее поднимет.

Когда ребенок увидит красный круг, попросите его, чтобы он представил желтый круг вместо красного, затем синий, вместо желтого. Пусть он представит 3 разноцветных круга одновременно. Как только он сделает, у него разовьется способность мысленно представлять образы. Он сможет мысленно представить что вы скажете.

«А теперь, синий круг растягивается и превращается в озеро. А теперь превращается в бассейн».

 

Развитие образов через оранжевые карточки.

Еще один хороший способ обучить детей способности к визуализации является развитие послеобраза, используя оранжевую карту.

Нам нужен лист бумаги, окрашенный в оранжевый цвет. В центре листа наклейте синий круг диаметром 2 см. Дайте этот лист ребенку.

Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем глубокий вдох на восемь секунд, задержать дыхание на восемь секунд, глубокий выдох в течение восьми секунд. Повторить три раза, и дышать как обычно. Теперь он расслаблен.

Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 сек.  Затем пусть закроет глаза, он увидит послеобраз с закрытыми глазами.

4 уровня послеобразов которые он может увидеть:

Цель обучения оранжевым листом увидеть себя в образе. Вы добьетесь этой цели, если сможете представить самого себя.

Случай из книги Шичиды:

«Миссис С. применила способ оранжевых карточек на своих учениках четвертого класса. В первый день десять детей достигли 2 уровня. На десятый день все дети достигли 2 уровня. К ее удивлению, среди них восемь детей достигли четвертого уровня.
Она попросила этих 8-х детей попробовать мысленно представить день, когда они родились. Трое из них рассказали подробно. Это было удивительно.
После месяца тренировок, все ученики развили способность к визуализации и они стали лучше учиться».

Техника визуализации образов, которая использует развитие послеобраза очень эффективна по-мнению профессора. Шичида обучал мальчика, ученика 12-го класса:

Спустя 3-х месяцев обучения он мог видеть образы с закрытыми глазами. Он сказал, что может видеть английские слова в голове. У него появлялся ясный образ нового английского слова, если он посмотрит на него дважды. Затем он начал много запоминать, с необычной скоростью. До этого он жаловался, что не может запоминать английские слова, но теперь он мог запоминать сто, двести и триста слов с удовольствием.

 

Есть два занятия (первое и второе), которые несколько тревожат, и даже пугают. Они похожи на гипнозитирование. Нужно быть осторожными к гипнозу и ни в коем случае не советуем делать это людям, не имеющим знаний и какой-либо практики в этом. И особенно проводить подобное с детьми. А вот остальные занятия интересны и не наводят сомнений.

Как начинать развивать умение визуализации у детей.

Стоит отметить, что процесс направленной визуализации очень труден для деток не достигших трехлетнего возраста и не всегда понятно видит ли ребенок образы на самом деле. Поэтому Шичида говорит о важности для развития визуальных способностей у детей до трех лет ESP-играми. Когда ребенок играет в них, он не только задействует свой «третий глаз», но и пытается представить (визуализировать) поставленные перед ним задачи, т.е. развивает визуальные способности. Исходя из этого, детям до трех лет лучше включать в занятие чуть больше ESP-игр, чем игр на направленную визуализацию.

Чтобы научить детей представлять, видеть произвольно предмет внутренним зрением, начните с простых, понятных вещей. Попросите ребенка закрыть глаза и представить что-то круглое и яркое. Например, красный воздушный шарик. Предмет должен быть знаком ребенку и вызывать приятные эмоции. Если ребенок боится шариков, предложите представить что-то другое. Например, апельсин. Предмет надо увидеть, ощутить его поверхность. Если возможно, то запах и вкус. 
Через день предложите представить что-то другое: любимую игрушку, животное. Спросите ребенка о деталях. Если он не сможет ответить, рассмотрите вместе с ребенком, обратите его внимание на детали, пусть он ощупает его. Затем снова закроет глаза и опишет то, что может вспомнить. 
В следующий раз ребенку надо предложить представить более сложный предмет, у которого больше деталей. 
Когда ребенок сможет представить предмет, он сможет представлять и более сложные сюжеты. 

Такие игры на развитие визуализации по методике Шичиды, как «притвориться (сделать вид) что играешь», «воображаемые истории»,  «напряжение-расслабление» , напоминают спобобы релаксации. Для детей дошкольного и раннего возраста очень часто для расслабления используют упражнения на напряжение и расслабление разных групп мышц, при этом все это происходит в форме представления себя чем-либо или кем-либо. Расслабление всего тела происходит чаще всего в положении лежа с закрытыми глазами, при этом детям рассказывается определенная история, чтобы они мысленно представили ее и соотнесли себя с ней. В связи с этим, для развития визуализации у детей раннего и дошкольного возраста, вполне можно использовать техники релаксации с использованием игровых ситуаций.  Ниже Вы можете скачать подборку релаксационных игровых ситуаций, найденных в книгах и просторах интернета и использовать их как в процессе занятия с ребенком по методике Шичиды, так и в другое время.


Как указывает Шичида, в мире подсознания полно образов. Чем глубже вы погружаетесь в этот мир, тем более ярче (отчетливо) вы будете видеть образы. Используя медитацию (созерцание) и дыхание вы добьетесь релаксации и концентрации. Добавив к этому еще и внушение, вы сможете с легкостью видеть образы. Внушение и образы являются важными элементами для развития сознания и трансформации личности. Например, если человек может визуализировать образы, то он сможет увидеть образ, в котором он лечит свою болезнь, или в котором он счастлив, успешен.

Развитие визуализации у взрослых.

Чтобы заниматься с ребенком по методике Макото Шичиды, для некоторых игр важны очень и ваши способности визуализации образов, к тому же, как выяснилось они очень полезны взрослому человеку в его жизни. Поэтому используйте описанные выше способы для развития способностей визуализации не только Вашего ребенка, но и собственных, а также используйте ниже приведенные способы.

Упражнения Кико. В книгах Шичиды говориться об особой технике японской Кико. Это аналог общеизвестных китайских упражнений Цигун. Они представляют собой комплексы дыхательных и двигательных упражнений. Очень много внимания в данных техниках уделяется визуализации, умению сосредоточения внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания.

Почаще мечтать. Мечтать нужно ежедневно. Мечта  – это творческий акт, который развивает функции правого полушария. Когда мечтаете, старайтесь максимально ярко представить ее в голове, это развивает процесс визуализации. А если о мечте не просто думать и представлять, а записать как можно подробнее на бумаге, то будут задействованы оба полушария мозга. Чем чаще вы будете так делать, тем лучше разовьются соединения между правым и левым полушарием. Кроме этого увеличиться еще объем памяти и визуальных способностей – вы заметите, что мечты будут представляться в более ярких цветах.

Аутотренинг. Как указывает Шичида, если заниматься аутотренингом каждое утро и вечер по 30 минут, то через пару месяцев вы сможете отлично визуализировать многое. Аутотренинг лучше использовать для начала тот, который направлен на отдых, расслабление, восстановление сил. Можно скачать готовые записи в интернете и прослушивать их с закрытыми глазами, а можно записать собственные.

Метод контроля сновидений. Как правило, когда люди спят, они видят сны. В древние времена сновидения рассматривались как работа души, которая является большой сокровищницей знаний и во время сна люди могут приблизиться к богам. Не напрасно некоторые открытия учеными приснились им во сне.

Метод контроля сновидений заключается в возможности свободно использовать «сокровищницу» подсознания через контроль сновидений. Когда вы ложитесь спать, скажите про себя следующее: «Я увижу сон, в котором найду решение задачи А». Таким образом, вы сможете направить ваши сны, чтобы увидеть в них ответ на поставленную задачу. 

Перед сном подготовьте рядом с кроватью ручку и бумагу, чтобы после пробуждения записать сразу полностью приснившийся вам сон в деталях. Возможно в прочитанном Вы найдете решение Ваших проблем.

Записывать сны важно каждый день, так Вы сможете лучше направлять в последующем Ваше подсознание и научитесь контролировать сны. 

Если Вы будете продолжать делать это упражнение, появляется так называемый первичный эффект. Это означает следующее: если вы держите мысль (проблема, вопрос) в уме в течение длительного времени, ваши сны дают ключ к этой мысли. Чаще всего мы не обращаем внимания на сновидения, но даже самый незначительный (на первый взгляд) или нелепый сон может дать ответ на мучающий вопрос, подарить творческие идеи, указать пути преодоления трудностей в жизни.

Записывая сны, вы сообщаете Высшим силам, что сновидения важны и значимы для вас, что вы готовы слышать и понимать их подсказки и сообщения. Результаты появятся очень скоро, уже через 2-3 недели ваши сны станут более насыщенными и информативными, т.е. происходит развитие способности визуализации. Со временем вы сможете управлять своими снами, а это развивает еще и навыки ясновидения.

Как уже стало понятно, способность визуализации открывает много возможностей для ребенка и для взрослого человека. Эта способность ключевая в развитии остальных возможностей правого полушария мозга. 

Прежде чем учить чему-то ребенка, мы должны достаточно разбираться в этом и сами уметь то, чему учим. Поэтому учите не только одного ребенка, но и себя тому, чего не умеете. Если что-то не знаете, читайте об этом и находите ответы на возникающие вопросы.

В заключении предлагаем книги, которые возможно помогут разъяснить о процессе визуализации и его развитии более подробно.

Книга Киселевой М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». Интересная книга о конкретных подходах арт-терапии в работе с детьми, написанная вполне доступным для простых родителей языком. Одна из глав посвящена техникам направленной визуализации образов для детей.

О процессе и практике визуализации интересным способом излагается в книге Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности». Книга полезна взрослым для понятия практики процесса визуализации. «Трансерфинг – это не новая методика самосовершенствования, а принципиально иной способ мыслить и действовать так, чтобы получать желаемое. Не добиваться, а именно получать. И не изменять себя, а возвращаться к себе».

Обе описанные книги, Вы можете скачать ниже.

Релаксационные игровые ситуации для детей дошкольного возраста.

Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»

В. Зеланд «Трансерфинг реальности»

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи