Игры на развитие фотографической памяти

Фотографическая память – особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.). По словам многих специалистов, фотографическая память присуща не всем, но почти все дети ей обладают с рождения, а японский профессор Макото Шичида разработал для детей игры на развитие фотографической памяти.

О фотографической памяти.

По словам доктора Макото Шичиды, правое полушарие – это та часть мозга, с помощью которого мы можем воображать и мечтать. Кроме того, правое полушарие может создать мысленные образы на основе информации, полученной от клеток тела, которая является основой для дополнительного чувственного восприятия. Правое полушарие отвечает за способности так называемой фотографической памяти.

Имея развитую фотографическую память, человеку открывается непосредственный доступ к информации, хранящейся в памяти, т.е. он может вспомнить любую информацию из любой книги, которую читал или страницы, которые видел. Каждая страница как бы просматривается на экране в уме, как если бы это был снимок.

Правое и левое полушария мозга имеют разные функции и в тоже время они дополняют друг друга. Левое полушарие мозга находится в сознании, с помощью его информация усваивается логично, последовательно, но берет медленно и за счет многократных повторений. Правое полушарие является подсознательным и интуитивным, информация с помощью его запоминается быстро и не требует повторения.

В связи с этим, если информация представляется медленно и многократно, ее запоминание осуществляет левое полушарие мозга, а если информацию поставлять быстро («мигать»), то активизируется правое полушарие и ее обработка осуществляется им. Для этого Шичидой созданы специальные занятия с помощью флеш-карточек. Флеш-карточки – карточки с изображениями на разную тематику, которые показывают ребенку очень быстро – 0,5-1 секунду на одну карточку. Показ данных карточек существенно улучшает возможности фотографической памяти.

Способности фотографической памяти особенно выделяются в детском возрасте до 5 лет, так как именно в этот период активно правое полушарие. И если не развивать фотографическую память, то с возрастом эти способности значительно ухудшаются.

Использование игр на развитие фотографической памяти, как и другие игры по методике Шичиды, обязательно должны сопровождаться предварительной настройкой ребенка и обязательно в спокойной обстановке. Иначе, это может привести к перенапряжению нервной системы, особенно в раннем возрасте. Помните, что развивая фотографическую память малыша, важно развивать и остальные функции правого полушария, в частности такие как воображение, визуализация, образное мышление. так все они взаимосвязаны.

Развитие фотографической памяти.

В книгах Шичиды выделяются следующие игры на развитие фотографической памяти:

Мандалы;

Linking Memory (цепочка памяти, метод запоминания историй, абсурдные истории);

Memory grid (сетка памяти, клетка памяти).

Игры на запоминание образов.

Описание этих игр, вы можете прочитать в соответсвующих статьях. А вот следующие несколько игр на равитие фотографической памяти, коротко опишем.

Игра «Что пропало, что появилось»

Для этой игры можно использовать любые реальные предметы, карточки с изображениями или специальные для этой игры карточки с несколькими изображениями. Рассмотрим каждый вариант отдельно.

Игра с предметами. Покажите ребенку несколько предметов, затем добавьте или уберите незаметно для него один  предмет и покажите снова. Пусть ребенок скажет что пропало или что появилось. Начинать лучше с 3 предметов, постепенно увеличивая их. Затем можно усложнять тем, что убирать или прибавлять не один предмет, а 2-3 и более.

Карточки с изображениями. Игра проводиться также, как предыдущая, только вместо реальных предметов используются карточки с изображением каких-либо вещей и предметов.

Специальные карточки с несколькими изображениями. Ребенку показывают карточку с изображенными на ней предметами, затем ее убирают и показывают другую, на которой нарисованы такие же предметы за исключением или прибавлением одного предмета.

Игра «Угадать, что в коробке».

В коробку (кастрюлю, лоток, поднос или т.п.емкость) поставить три или четыре предмета и накрыть их тканью. На мгновенье ткань удаляется и ребенок запоминает вещи, затем коробка покрывается снова тканью. Попросите ребенка сказать, что было в коробке. Постепенно увеличивайте количество предметов, положенных в коробку. Играйте с ребенком в эту игру до тех пор, когда он сможет запоминать 10 предметов.

Игра с помощью игральных карт или подобных карт с картинками.

Дайте ребенку три карты. По мере запоминания карт одной за другой, пусть он переворачивает их лицевой стороной вниз.

Как только ребенок перевернет все карты, дайте ему три идентичные перевернутым. Пусть он положит каждую карту на соответствующую перевернутой. После этого откройте карты и сравните, все ли пары совпадают. Благодаря использованию этого метода, дети могут быстро научиться запоминать от 10 до 20 карт.

Игра «Правильно разложи блоки»

Для этой игры понадобятся блоки от конструктора самых простых форм и различных цветов. Для начала лучше использовать одни кубики разных цветов. Положить на полу или на столе два уровня блочной конструкции с тремя кубиками на каждом уровне. Покажите ребенку данную конструкцию, накройте тканью и пусть ребенок с помощью таких же точно кубиков воспроизведет построенную вами конструкцию. Или можно сделать такой вариант: построенную конструкцию разрушить после того как показали ребенку и пусть из этих кубиков он восстановит исходную. При таком варианте необходимы хорошие способности вашей памяти, но если в этом сомневаетесь, чтобы не забыть можно заранее зарисовать какую конструкцию вы хотите построить и затем проверять по этому рисунку правильное восстановление ее ребенком. Сложность данной игры увеличивайте постепенно: вводите в конструкцию блоки разных форм и цветов.В конце концов ребенок сможет запомнить и восстанавливать три уровня с пятью блоками на каждом уровне.

Игра, развивающая навыки скоростного чтения.

Покажите ребенку карту с написанными на ней словами или просто буквами и быстро уберите. Пусть ребенок скажет, что было написано на ней (какие буквы или какое слово).

Для детей, которые не говорят, эту игру можно проводить следующим образом. Покажите ребенку карту с написанными на ней буквами и дайте карты, на каждой из которой написана одна какая-либо буква. Пусть из предложенных карт ребенок найдет те, на которых написаны буквы, используемые на показанной карте.

Для начала используйте слова из 3-4 букв. Количество написанных букв увеличивайте постепенно. Эта игра развивает и обучает ребенка способности к скорочтению.

 

Все игры на развитие фотографической памяти, представленные здесь интересны и увлекательны, поэтому обязательно включайте их не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры с ребенком.

 

По этой теме Вы можете еще посмотреть:

Что такое "Сетка памяти" (Memory grid).

Что такое "Мандала".

Что такое цепочка памяти, абсурдные истории (Linking Memory)

Игры на запоминание образов.

Материалы для развития фотографической памяти (для распечатывания).

 

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи